03.02.2015

Рособрнадзор. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения).

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения). Москва, 2014. (Прилож. № 4 к Письму Рособрнадзора № 02-747 от 27.11.2014 г.)



Оглавление

1.    Общие положения


1.1.         Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) (далее – Рекомендации) определяют категории участников, сроки и продолжительность проведения итогового сочинения (изложения), требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению и проверке итогового сочинения (изложения), сбор исходных сведений и подготовку к проведению итогового сочинения (изложения), порядок проверки итогового сочинения (изложения), порядок обработки результатов итогового сочинения (изложения).

2.    Участники итогового сочинения (изложения)


2.1.         Итоговое сочинение (изложение)как условие допуска к  государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА) проводится для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, в том числе для:
¾     иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
¾     обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования (при наличии у такой организации, реализующей образовательные программы среднего общего образования, свидетельства о государственной аккредитации);
¾     обучающихся, получающих среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
¾     обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, получающих среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования.
2.2.         Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования по желанию также может проводиться для:
- лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (среднего (полного) общего образования);
- граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе - выпускники прошлых лет);
-обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
- обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования (в случае отсутствия у такой организации, реализующей образовательные программы среднего общего образования, свидетельства о государственной аккредитации);
- лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты (далее - лица, допущенные к ГИА в предыдущие годы).
2.3.         Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся осваивает образовательные программы среднего общего образования.
Регистрация лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, для участия в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА.
Регистрация лиц, названных в п. 2.2, для участия в итоговом сочинении проводится в местах, определяемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее – ОИВ), учредителями образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего общего образования (далее - учредители), загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - МИД России), имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения (далее - загранучреждения).
Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично.
Лица, допущенные к ГИА в предыдущие годы, при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
2.4.          Изложение вправе писать:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся, получающие среднее общее образование  по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового изложения предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
2.5.         Для лиц, имеющих медицинские основания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, итоговое сочинение (изложение) организуется на дому. ОИВ обеспечивают проведение итогового сочинения (изложения), в том числе организуют проведение итогового сочинения (изложения) на дому.
2.6.         Для участников итогового сочинения (изложения)с ограниченными возможностями здоровья итоговое сочинение (изложение) может проводиться в устной форме.

3.    Организация проведения итогового сочинения (изложения)


3.1.         Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее –Рособрнадзор) осуществляет следующие функции в рамках проведения итогового сочинения (изложения):
¾              устанавливает порядок разработки, использования и хранения тем (текстов);
¾              осуществляет методическое обеспечение проведения итогового сочинения (изложения);
¾              организует разработку тем (текстов) для проведения итогового сочинения (изложения), критериев оценивания итогового сочинения (изложения) (далее – критерии оценивания);
¾              определяет единые форматы бланков итогового сочинения (изложения);
¾              обеспечивает ОИВ, учредителей, МИД России, загранучреждения комплектами тем итогового сочинения (текстами изложений);
¾                   определяет сроки проведения итогового сочинения (изложения);
¾                   рекомендует сроки проверки итогового сочинения (изложения).
3.2.         ОИВ, учредители, МИД России, загранучреждения обеспечивают проведение итогового сочинения (изложения), в том числе:
¾              обеспечивают информационную безопасность при хранении, использовании и передаче комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений), в том числе определяют места хранения комплектов текстов изложений, лиц, имеющих к ним доступ, принимают меры по защите комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений) от разглашения содержащейся в них информации;
¾              определяют:
порядок тиражирования и доставки бланков для проведения итогового сочинения (изложения);
места регистрации на итоговое сочинение и места проведения итогового сочинения для выпускников прошлых лет;
порядок передачи (доставки) комплекта тем сочинений (текстов изложений) в образовательные организации и (или) места проведения итогового сочинения (изложения);
схему проверки  итогового сочинения  (изложения) экспертами комиссии образовательной организации (комиссиями на региональном или муниципальном уровнях);
техническую схему обеспечения проведения итогового сочинения (изложения);
порядок и схему копирования регистрационных бланков и бланков записи участников итогового сочинения (изложения);
порядок осуществления сканирования регистрационных бланков и бланков записи участников итогового сочинения (изложения);
места и порядок хранения, уничтожения оригиналов (копий) бланков итогового сочинения (изложения);
¾              организуют формирование и ведение сведений о проведении итогового сочинения (изложения) обучающихся в региональных информационных системах проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования (далее – региональные информационные системы), включая следующие сведения:
·                   об обучающихся, выпускниках прошлых лет, сдающих итоговое сочинение (изложение);
·                   о местах проведения итогового сочинения (изложения);
·                   о распределении обучающихся, выпускников прошлых лет по местам проведения итогового сочинения (изложения) – образовательным организациям;
·                   о результатах итогового сочинения (изложения), полученных обучающимися, выпускниками прошлых лет;
·                    об изображении бланков регистрации и ответов обучающихся, выпускников прошлых лет.
¾              организуют информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведенияитогового сочинения (изложения) через организации, осуществляющие образовательную деятельность, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов «горячей линии» и ведения раздела на официальных сайтах в сети «Интернет» ОИВ или специализированных сайтах;
¾              обеспечивают ознакомление обучающихся с результатами итогового сочинения (изложения)в сроки, установленные ОИВ;
¾              обеспечивают передачу комплекта тем сочинений(текстов изложений) в образовательные организации и (или) места проведения итогового сочинения (изложения);
¾              обеспечивают опубликование комплекта тем итогового сочинения на региональных образовательных Интернет-ресурсах в сроки, установленные настоящими Рекомендациями;
¾              обеспечивают техническую готовность образовательных организаций к проведению итогового сочинения (изложения);
¾              обеспечивают проведение итогового сочинения (изложения) в  образовательных организациях в соответствии с требованиями настоящих Рекомендаций;
3.3.         Образовательные организации, реализующие образовательные  программы среднего общего образования (далее  - образовательные организации),в том числе комиссии образовательных организаций, осуществляют следующие функции в рамках проведения итогового сочинения (изложения):
¾              предоставляют сведения для внесения в региональные информационные системы;
¾              информируют обучающихся и их родителей (законных представителей) о сроках, процедуре проведения итогового сочинения (изложения), о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения);
¾              формируют состав комиссии образовательной организации по проведению и проверке итогового сочинения (изложения);
¾              организуют проведение итогового сочинения (изложения) в   соответствии с требованиями настоящих Рекомендаций;
¾              обеспечивают отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссии образовательных организаций и привлекаемых к проведению и проверке итогового сочинения (изложения) в соответствии с требованиями настоящих  Рекомендаций;
¾              обеспечивают техническую поддержку проведения итогового сочинения (изложения), в том числе в соответствии с требованиями Технического регламента проведения итогового сочинения (изложения);
¾              получают темы сочинений (тексты изложений) и обеспечивают информационную безопасность;
¾              обеспечивают участников итогового сочинения орфографическими словарями при проведении итогового сочинения;
¾              обеспечивают обучающихся орфографическими и толковыми словарямипри проведении итогового изложения;
¾              организуют проверку итоговых сочинений (изложений).
3.4.         В целях информирования граждан о порядке проведения итогового сочинения (изложения) в средствах массовой информации, в которых осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на официальных сайтах ОИВ, учредителей, загранучреждений, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или специализированных сайтах не позднее чем за месяц до проведения итогового сочинения (изложения) публикуется следующая информация:
¾                   о порядке проведения итогового сочинения (изложения);
¾                   о сроках проведения итогового сочинения (изложения);
¾                   о местах регистрации на итоговое сочинение и местах проведения итогового сочинения для выпускников прошлых лет;
¾              о сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения).
3.5.         Организационное и технологическое обеспечение проведения итогового сочинения (изложения) за пределами территории Российской Федерации, обеспечение деятельности по эксплуатации федеральной информационной системы осуществляется определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации организацией (далее – уполномоченная организация).
3.6.         Организационное и технологическое обеспечение проведения итогового сочинения (изложения) на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе обеспечение деятельности по эксплуатации региональных информационных систем и взаимодействие с федеральной информационной системой, осуществляется определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации организациями – региональными центрами обработки информации (далее – РЦОИ).
3.7.         Проверка итоговых сочинений (изложений) обучающихся, выпускников прошлых лет осуществляется экспертами, входящими в состав комиссий образовательных организаций,с правом привлечения независимых экспертов или экспертными комиссиями, сформированными на региональном или муниципальном уровнях.
3.8.          Эксперты комиссии образовательной организации, члены экспертных комиссий, сформированных на региональном/муниципальном уровнях, а также независимые эксперты других организаций, привлекаемые к проверке итоговых сочинений (изложений), должны обладать квалификацией, которая определяется следующими требованиями:
¾                   владение необходимой нормативной базой:
·                        федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни),утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);
·                        нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения);
·                        рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения);
·                        технический регламент проведения итогового сочинения (изложения);
·                        методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).
¾                   владение необходимыми предметными компетенциями:
·                        иметь высшее профессиональное (педагогическое) образование по специальности учитель русского языка и литературы;
·                        обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускных классах образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.
¾                   владеть содержанием основного общего и среднего общего образования, которое находит отражение в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089), примерных образовательных программах, учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (или допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях;
¾                   владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):
·                   знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения (изложения);
·                   умение объективно оценивать сочинения (изложения)обучающихся;
·                   умение применять установленные критерии и нормативы оценки;
·                   умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа; выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки; правильно классифицировать ошибки в сочинениях экзаменуемых;
·                   умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные технические требования;
·                   умение обобщать результаты.
3.9.         Независимые эксперты – специалисты, не работающие в образовательной организации, которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения), но имеющие необходимую квалификацию для проверки итогового сочинения (изложения).
Независимыми экспертами не могут быть близкие родственники участников итогового сочинения (изложения).
Независимые эксперты привлекаются к проверке сочинений (изложений) по решению комиссии образовательной организации, которая обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения). Они привлекаются обязательно в случае, если образовательная организация не обладает достаточным кадровым потенциалом для обеспечения проверки сочинений (изложений). Независимые эксперты могут привлекаться также для повышения объективности оценивания работ участников итогового сочинения (изложения). 
Независимые эксперты приглашаются комиссией образовательной организации, обеспечивающей проведение сочинения (изложения), на оговоренных с ними организационных и финансовых (на возмездной или безвозмездной основе) условиях участия в проверке итоговых сочинений (изложений). 
3.10.    Состав комиссии образовательной организации формируется из школьных учителей-предметников, администрации школы.Комиссия образовательной организации должна состоять не менее чем из трех человек в зависимости от количества участников итогового сочинения (изложения). При этом во время проведения итогового сочинения (изложения) в аудитории должны присутствовать не менее двух членов комиссии образовательной организации.
3.11.    Образовательная организация вправе создать две комиссии на базе одной образовательной организации (комиссия образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) и комиссия образовательной организации по проверке итогового сочинения (изложения).
3.12.    Для получения объективных результатов при проверке и проведении итоговых сочинений (изложений) рекомендуется не привлекать учителей, обучающих выпускников данного учебного года.

4.            Сроки и продолжительность итогового сочинения (изложения)


4.1.         Продолжительность проведения итогового сочинения (изложения)  составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
4.2.         В продолжительность проведения итогового сочинения  (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся и выпускников прошлых лет, заполнение ими регистрационных полей и др.).
4.3.         Для обучающихся, выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов  продолжительность проведения итогового сочинения (изложения)увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности экзамена четыре и более часа организуется питание.
4.4.         Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря,первую среду февраля и первую рабочую среду мая.
4.6.         Обучающиеся, выпускники прошлых лет могут быть повторно допущены в текущем году к сдаче итогового сочинения (изложения) в случаях и в сроки, предусмотренные настоящими Рекомендациями.

5.       Сбор исходных сведений и подготовка к проведению итогового сочинения (изложения)


5.1.         Сведения об обучающихся, выпускниках прошлых лет, сдающих итоговое сочинение (изложение), вносятся РЦОИ в региональные информационные системы не позднее чем за 2 недели до проведения итогового сочинения (изложения).
5.2.         Сведения об обучающихся, сдающих итоговое сочинение (изложение), предоставляют органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования и/или образовательные организации, в которых обучающиеся получают среднее общее образование,не позднее чем за 2 недели до проведения итогового сочинения (изложения).
5.3.         Бланкидля проведения итогового сочинения (изложения)                  (приложение 1)вместе с отчетными формами для проведения итогового сочинения (изложения) (приложение 2)печатаются и доставляютсяРЦОИ или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, в образовательные организации(места проведения итогового сочинения (изложения) или печатаются в образовательных организациях (местах проведения итогового сочинения (изложения)не позднее чем за день до проведения итогового сочинения (изложения).
5.4.         Комплекты тем итогового сочинения (вместе с инструкцией для участников итогового сочинения) за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени размещаются на федеральных образовательных Интернет-ресурсах  ege.edu.ru (topic.ege.edu.ru) и fipi.ru (topic.fipi.ru). Дополнительно комплекты тем итогового сочинения направляются ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» на электронные адреса специалистов ОИВ, ответственных за вопросы, связанные с проведением итогового сочинения (изложения) за 30 минут до начала проведения итогового сочинения (изложения).
Направление комплектов тем итогового сочинения осуществляется в соответствии с привязкой субъектов Российской Федерации к часовым поясам. Для территорий, относящихся к разным часовым поясам Российской Федерации, отдельные комплекты тем сочинений направляются для каждого часового пояса строго в определенное время.
Полученный комплект тем итогового сочинения публикуется ОИВ (РЦОИ) на региональных образовательных Интернет-ресурсах ОИВ (РЦОИ) и направляется в образовательные организации и (или) места проведения итогового сочинения, определенные ОИВ, не ранее чем за 15 минут до начала проведения итогового сочинения по местному времени.
5.5.         Тексты итогового изложения (вместе с инструкцией для участников итогового изложения) размещаются ФГБУ «Федеральный центр тестирования» на технологическом портале подготовки и проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ), находящемся в защищенной корпоративной сети передачи данных ЕГЭ по адресу portal.ege.rustest.ru или IP-адрес - 10.0.6.21,  за 10 календарных дней до проведения итогового изложения.
Направление текстов итогового изложения осуществляется также в соответствии с привязкой субъектов Российской Федерации к часовым поясам. Для территорий, относящихся к разным часовым поясам Российской Федерации, отдельные тексты изложенийнаправляются для каждого часового пояса.
5.6.         ОИВ обеспечивает передачу (доставку) комплектов тем итогового сочинения (текстов изложения) в образовательные организации и (или) места проведения итогового сочинения (изложения).
5.7.         Вместах проведенияитогового сочинения (изложения)выделяется помещение для технического специалиста, оборудованное телефонной связью, принтером, техническим оборудованием для проведения сканирования, копирования, персональным компьютером с необходимым программным обеспечением, для получения комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений).

6.       Проведениеитогового сочинения (изложения)


6.1.         Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных ОИВ.
6.2.         Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.
6.3.         Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения итогового сочинения (изложения), обеспечивают проведение итогового сочинения (изложения) в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
6.4.         По решению ОИВ, учредителей и загранучреждений места проведения итогового сочинения (изложения) оборудуются стационарными и переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения, средствами подавления сигналов подвижной связи.
6.5.         Участники итогового сочинения (изложения) рассаживаются за рабочие столы в произвольном порядке (по одному человеку за рабочий стол).
6.6.         Во время проведения итогового сочинения (изложения) обучающимся, выпускникам прошлых лет запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика,другие литературные источники), собственными орфографическими и толковыми словарями.
6.7.         До начала итогового сочинения (изложения)члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) проводят инструктаж,в том числе информируют о порядке проведения итогового сочинения (изложения), правилах оформления итогового сочинения (изложения), продолжительности проведения итогового сочинения (изложения), а также о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения). Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) также информируют о том, что записи на черновиках не обрабатываются и не проверяются.
6.8.    Члены комиссии образовательной организациипо проведению итогового сочинения (изложения) выдают участникам итогового сочинения (изложения)бланки регистрации,бланк записи, дополнительные бланки записи (при необходимости) для выполнения итогового сочинения (изложения), черновики, орфографические словари (орфографические и толковые словари для участников итогового изложения), инструкции для участников итогового сочинения (изложения).
6.9.         Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) ознакомляют обучающихся, выпускников прошлых лет с темами итоговых сочинений (текстами изложений) в порядке, определенном руководителем комиссии образовательной организации. По указанию членов комиссии образовательной организациипо проведению итогового сочинения (изложения) обучающиеся, выпускники прошлых летзаполняют регистрационные поля бланков, указывают номер темы итогового сочинения (текста изложения).
Каждый номер темы сочинения является уникальным и состоит из трех цифр, где первая цифра номера соответствует номеру тематического направления, а вторая и третья цифра номера  - порядковому номеру темы в рамках тематического направления.
Каждый номер текста изложения также является уникальным и состоит из трех цифр.
6.10.    Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) проверяют правильность заполнения обучающимися, выпускниками прошлых лет регистрационных полей бланков.
6.11.    Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) объявляют начало проведения итогового сочинения (изложения) и время его окончания, фиксируют его на доске (информационном стенде), после чего обучающиеся,выпускники прошлых лет приступают к написанию итогового сочинения (изложения).
6.12.    В случае нехватки места в бланке записи для выполнения итогового сочинения (изложения), по запросу обучающегося, выпускника прошлых лет члены комиссии образовательной организациипо проведению итогового сочинения (изложения) выдают ему дополнительный бланк записи. По мере необходимостиобучающимся, выпускникам прошлых лет выдаются черновики.
6.13.    Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения), помимо регистрационного бланка и бланков записи, находятся:
¾   ручка(гелевая, капиллярная или перьевая с чернилами черного цвета);
¾   документ, удостоверяющий личность;
¾   при необходимости лекарства и питание;
¾     орфографический словарьдля участников итогового сочинения(орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выданный членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения);
¾   инструкция для участников итогового сочинения (изложения).
6.14.    Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено  иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
6.15.    За 30 минут и за 5 минут до окончания итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организациипо проведению итогового сочинения (изложения) сообщают участникам итогового сочинения (изложения) о скором завершении итогового сочинения (изложения).
6.16.                      По истечении времени итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организациипо проведению итогового сочинения (изложения) объявляют об окончании итогового сочинения (изложения) и собирают бланки регистрации, бланки с итоговыми сочинениями (изложениями), черновики у обучающихся, выпускников прошлых лет. Члены комиссии ставят прочерк «Z» на полях бланков записи, оставшихся незаполненными (в том числе и на его оборотной стороне), а также в выданных дополнительных бланках записи.
6.17.    Собранные бланки регистрации,бланки с итоговыми  сочинениями (изложениями), черновики члены комиссии образовательной организациипо проведению итогового сочинения (изложения) передают руководителю образовательной организации.
6.18.    Обучающиеся, выпускники прошлых лет,досрочно завершившие выполнение итогового сочинения (изложения), сдают бланки и покидают образовательную организацию (место проведения итогового сочинения (изложения), не дожидаясь завершения окончания итогового сочинения (изложения).

7.       Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание


7.1.         Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание экспертами комиссии образовательной организации. При осуществлении проверки итоговых сочинений (изложений) и их оценивании персональные данные участников сочинений (изложений) могут быть доступны экспертам.
7.1.1. Технический специалист образовательной организации проводит копирование регистрационных бланков и бланков записи обучающихся, выпускников прошлых лет.
7.1.2. Руководитель образовательной организации (или другое лицо, определенное руководителем образовательной организации) передает копии бланков итогового сочинения (изложения) на проверку и копии регистрационных бланков для внесения результатов проверки экспертам комиссии образовательной организации и независимым экспертам.
7.1.3. Эксперты комиссии образовательной организации осуществляют проверку итоговых сочинений (изложений) обучающихся, выпускников прошлых лет и их оценивание в соответствии с критериями оценивания, разработка которых организуется Рособрнадзором. Каждое сочинение (изложение) обучающихся, выпускников прошлых лет проверяется одним экспертом один раз.
7.1.4. Результаты проверки итоговых сочинений (изложений) и оценка  вносятся в  копию бланка регистрации.
7.1.5. Копии бланковитогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых летэксперты комиссии образовательной организации и независимые эксперты передают руководителю образовательной организации (или другому лицу, определенному руководителем образовательной организации).
7.1.6. Ответственное лицо, определенное руководителем образовательной организации, переносит результаты проверки из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации обучающихся, выпускников прошлых лет.
7.2.         Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание на муниципальном и/или региональном уровне. При осуществлении проверки итоговых сочинений (изложений) и их оценивании персональные данные участников сочинений (изложений) могут быть доступны экспертам.
7.2.1    Технический специалист проводит копирование регистрационных бланков и бланков записи обучающихся, выпускников прошлых лет.
7.2.2    Ответственное лицо, определенное на муниципальном/региональном уровне, передает  копии бланков итогового сочинения (изложения) на проверку и копии регистрационных бланков для внесения результатов проверки экспертной комиссии.
7.2.3    Экспертная комиссия осуществляет проверку итоговых сочинений (изложений) обучающихся, выпускников прошлых лет и их оценивание в соответствии с критериями оценивания, разработка которых организуется Рособрнадзором. Каждое сочинение (изложение) обучающихся, выпускников прошлых лет проверяется одним экспертом один раз.
7.2.4    Результаты проверки итоговых сочинений (изложений) и оценка  вносятся в  копию бланка регистрации.
7.2.5    Копии бланковитогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет экспертная комиссия передает ответственному лицу, определенному на муниципальном/региональном уровне.
7.2.6    Ответственное лицо, определенное на муниципальном/региональном уровне,  переносит результаты проверки из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации обучающихся, выпускников прошлых лет.
7.3.   Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание комиссией образовательной организации, муниципальными/региональными экспертными комиссиямидолжна завершиться не позднее чем через семь календарных дней с даты проведенияитогового сочинения (изложения).

8.       Обработка результатов  итогового сочинения (изложения)


8.1.         Оригиналы бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет,с внесенными в них результатами проверки,доставляются руководителями образовательных организаций (или иных организаций муниципального или регионального уровней, в которых проводилась проверка) в РЦОИдля последующей обработки (за исключением образовательных организаций, в которых проводится сканирование оригиналов бланков итоговых сочинений (изложений) обучающихся, выпускников прошлых лет после проведения проверки и оценивания экспертами комиссий образовательных организаций).
8.2.         Сканирование оригиналов бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет в образовательных организациях (местах проведения итогового сочинения (изложения) после проведения проверки и оценивания экспертами комиссий образовательных организаций проводится техническим специалистомв присутствии руководителя образовательной организации.Сканирование производится всех выданных участникам бланков итоговых сочинений (изложений), в том числе незаполненных. Отсканированные изображения бланков итоговых сочинений (изложений) обучающихся, выпускников прошлых лет передаются в РЦОИ, уполномоченную организациюдля последующей обработки.
8.3.         Бумажные бланки итогового сочинения (изложения)направляются на хранение в РЦОИ или в места, определенные ОИВ, МИД России, учредителем.
8.4.         Сканирование бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет может проводиться в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, с последующей передачей изображений  бланков итоговых сочинений (изложений) в РЦОИ.
8.5.         Сканирование бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет должно завершиться не позднее чем через пять календарных днейпосле проведенияпроверки и оценивания итогового сочинения (изложения) экспертами комиссий образовательных организаций, экспертными комиссиями.
8.6.         Обработка бланков итогового сочинения (изложения) осуществляется РЦОИ с использованием специальных аппаратно-программных средств. Обработку бланков итогового сочинения (изложения), полученных при проведении итогового сочинения (изложения) за пределами территории Российской Федерации, осуществляет уполномоченная организация.
8.7.         Обработка проверенных бланков итогового сочинения (изложения) включает в себя:
8.7.1. сканирование проверенных бланков итогового сочинения (изложения);
8.7.2. распознавание информации, внесенной в проверенные бланки итогового сочинения (изложения);
8.7.3. сверку распознанной информации с оригинальной информацией, внесенной в проверенные бланки итогового сочинения (изложения).
8.8.         Сведения о результатах сдачи итогового сочинения (изложения) обучающихся РЦОИ вносит в региональные информационные системы. Сведения о результатах сдачи итогового сочинения (изложения) обучающихся, проходящих обучение за пределами территории Российской Федерации, вносит уполномоченная организация.
8.9.         Изображения бланков итогового сочинения (изложения) РЦОИ размещает на региональных серверах. Изображения бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, проходящих обучение за пределами территории Российской Федерации, а также выпускников прошлых лет размещает уполномоченная организация.
8.10.    Изображения бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет могут быть переданы по запросу в образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального и высшего образования.

9.       Повторный допуск к сдаче итогового сочинения (изложения)

9.1.    Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения (изложения) в текущем году в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения):
¾              обучающиеся, получившие (повторно получившие) по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
¾              обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
¾              обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).